Pages Navigation Menu

Кто ускоряет бизнес

Опубликовано в "Белгазете" 27.02.2012, стр.19

Кризис открывает новые возможности и стимулирует новые бизнес-идеи. К примеру, одним из самых ярких бизнес-трендов последних лет американские эксперты называют появление в городах США, начиная с 2008 года, тысяч ресторанов-автофургонов, которые оповещают своих постоянных клиентов о месте очередной стоянки через Facebook и Twitter.

Клиенты ресторанов-фургонов получают вкусные, оригинальные и дешевые блюда, предприниматели-организаторы этого бизнеса – гарантированный доход в трудные времена. К слову, многие традиционные рестораны и компании других отраслей также оценили этот тренд и выпустили на улицы собственные фирменные рестораны-фургоны, используя их как «аппетитный» маркетинговый инструмент, привлекающий внимание горожан.

Между тем, для наших краев этот тренд – не новый. Еще в кризисном 1998 году в странах СНГ начался бурный рост рынка мобильных кафе. В одной лишь России за 3–4 года появилось порядка 30 тысяч передвижных кафе на базе автофургонов (в т.ч. – в рамках сетевого бизнеса). Этот высокорентабельный и быстро окупаемый бизнес активно развивался и в последующие годы, обеспечивая жителям крупных городов широкий выбор уличного фаст-фуда: от кур-гриль, пиццы и шаурмы – до блинов, картошки, барбекю и разнообразных национальных блюд.

Можно только порадоваться тому, что лидером рынка по производству передвижных кафе в России и других странах СНГ стал белорусский «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава».

Предприятие «МАЗ-Купава» стартовало более двух десятков лет назад с производства туристических прицепов и автодомов, которые до сих пор не имеют аналогов у производителей стран СНГ. Это направление по-прежнему остается актуальным. Особенно в связи с тем, что в последние годы жители не только в Беларуси, но и многих других европейских странах предпочитают проводить отпуск на родине. Например, в Великобритании последние три сезона 90% отпускников отдыхали в собственной стране – и многие из них путешествовали в кемперах.

Кемпер – это резкое снижение расходов на отдых и путешествия, возможность оставаться максимально мобильным и отдыхать в удобном для себя ритме. Кемпер «МАЗ-Купава» – это еще и приятный отдых, с городским комфортом и на природе. Автодома этой марки изготавливаются из сэндвич-панелей и, в зависимости от модификации, оборудуются спальными местами, санузлом, ванной с душем, мини-кухней с холодильником, газовой плитой, обогревателем, современным бортовым компьютером и т.д. – и от западных аналогов отличаются разве что более низкой ценой.

Кроме того, в ассортименте предприятия постоянно появляются новые, все более совершенные модели автомагазинов, изотермических фургонов для перевозки скоропортящихся продуктов, включая мороженое, вахтовых домов и спецтехники для обслуживания различных объектов, которые помогают заказчикам ускорять свои бизнес-процессы, повышать качество и надежность своих услуг и внутрифирменных перевозок.

Так, «МАЗ-Купава» – единственный в странах ЕЭП производитель, который начал выпуск востребованных сегодня торговых прицепов, длина которых увеличена до 7–8 метров вместо стандартных четырех. В одном из них даже разместился высокотехнологичный 5D-кинотеатр. Еще один новый проект – автомобиль-столовая для работников сельского хозяйства – позволяет доставлять горячую пищу прямо к месту сельхозработ и обеспечивать механизаторов полноценными обедами в комфортных условиях. А выпуск вахтовых автобусов на полноприводном шасси МАЗ-6317, которые можно использовать как в труднодоступной местности, так и на дорогах общего пользования – позволил компании увеличить свое присутствие на рынках среднеазиатских стран.

Продукция предприятия полностью соответствует международным стандартам качества. В конце 2011 стала лауреатом престижного международного турнира по качеству стран Центральной и Восточной Европы, а ранее трижды признавалась лауреатом премии Правительства РБ за достижения в области качества. Соответствует продукция и требованиям санитарно-гигиенических служб РФ и РБ. Не даром среди заказчиков «МАЗ-Купавы» присутствует большое количество клиентов из, пожалуй, самой «придирчивой» отрасли – мясомолочной: от производителя детского питания «Беллакта» – до Гродненского мясокомбината.

Предприятие считает одной из главных задач увеличение экспортой составляющей в реализации выпускаемой продукции на европейском рынке, прежде всего, в Германии, Франции, Швеции. «МАЗ-Купаве» удалось потеснить именитых европейских конкурентов благодаря своевременному переоснащению производства, высокой культуре производства и постоянной разработке новых, современных моделей торговой, туристической, специальной автотехники.

В 2012 году предстоит увеличить экспорт продукции в Россию на 15%, что позволит значительно укрепить позиции предприятия на рынке РФ в сегменте выпускаемой продукции.

Важная составляющая успехов предприятия – построение корпоративной информационная системы управления, о возможностях которой мы попросили рассказать начальника отдела АСУП «Завода автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» Светлану Левченок.

– Светлана Евгеньевна, какую роль в успехах вашего предприятия играет автоматизация системы управления предприятием?

–Основными факторами устойчивой работы предприятия являются удовлетворение требований заказчиков, для чего предлагается широкий модельный ряд продукции, выполнение заказов в максимально сжатые сроки, постоянное снижение затрат, а также повышение уровня организации труда и качества продукции. Руководство ООО «МАЗ-Купава» постоянно стремится к улучшению результативности и эффективности процессов на предприятии. И без развития автоматизации бизнес-процессов решение поставленных задач крайне затруднительно. Система «Галактика ERP» как раз и призвана обеспечить информационную основу для принятия стратегических решений, интерактивный контроль и анализ по каждому направлению.

Она призвана отражать точную картину происходящего на предприятии и за его пределами, которая постоянно дополняется и детализируется по мере поэтапного внедрения системы «Галактика ERP».

Какие бизнес-процессы на предприятии уже автоматизированы?

– На нашем предприятии эксплуатируются программы ведения складского учёта, нормирования изделий, расчета производственных лимитов и отчетов, разработанные силами отдела АСУП по принципу так называемой «лоскутной» автоматизации по мере возникновения проблем.

На первом этапе система «Галактика» использовалась, в основном, для ведения бухгалтерского учета, расчета заработной платы и ведения персонифицированного учета. После перехода на «Галактику ERP» мы автоматизировали бизнес-процессы учета операций оформления договорных отношений, операций снабжения, сбыта, складского учета производственных складов. Это позволило нам оптимизировать часть своих бизнес-процессов. Так, ввод первичных данных по отгрузочным и платежным документам осуществляется сотрудниками службы снабжения и маркетинга, которые непосредственно работают с поставщиками и покупателями. При этом «Галактика ERP» позволяет автоматически формировать на основании внесенных этими службами документов весь необходимых пакет бухгалтерской документации. Новая система исключает повторный ввод данных, уменьшает количество ошибок, ускоряет время оформления заказов, чем экономит время клиентов и повышает их удовлетворенность. Также «Галактика ERP» позволяет автоматически получать оперативные отчеты о динамике цен на комплектующие, ведомости дефицита, отчеты о дебиторской задолженности, штрафных санкциях, реализации готовой продукции и т.д. для анализа деятельности предприятия.

– Каковы планы вашего предприятия на будущее в области информационных технологий?

– Ставка на комплексную автоматизацию системы управления на базе «Галактики ERP» себя оправдала. Мы приступаем к новому этапу – по автоматизации планирования производства и управления производственными запасами. Это очень важные для нас направления. С одной стороны, у предприятия традиционно велика номенклатура комплектующих и покупных материалов, что обусловливает сложность учета и планирования закупок. С другой стороны, мы стремимся снизить до минимума объемы складских запасов и незавершенного производства. С этими задачами «Галактика ERP» справляется.

Одна из важнейших целей проекта в целом – оптимизация всех производственных процессов и сведение к минимуму затрат, что позволит нашему предприятию рассчитывать на дальнейший рост конкурентоспособности продукции. В более отдаленных планах – внедрение возможностей «Галактики ERP» в области бюджетирования, финансового анализа, управления транспортом и др.

Управление проектом осуществляется рабочей группой, состоящей из ведущих специалистов ООО «МАЗ-Купава». Руководство предприятия настроено решительно и требует от работников активно участвовать в ее внедрении и эксплуатации, в т.ч. на этапах внедрения при необходимости одновременной работы в двух системах: программах собственной разработки и «Галактики ERP». Мы уже убедились в том, что потраченные усилия приносят отдачу.

ЧТЗ-Уралтрак Первая грузовая Росэнергоатом СДС Казхром
Ангарский завод полимеров Транснефть ТольяттиАзот Газпром-КС АНХК